|
Марина Усачева Государство намерено отучить россиян пить
В конце прошлого года правительством РФ была утверждена "Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года". На основании этой концепции фонд "Центр политических технологий" провел качественное социологическое исследование на тему "Алкогольный рынок России: государственная политика и интересы общества".
Исследование проводилось в Москве методом экспертных интервью. Было опрошено 30 известных на рынке респондентов разных категорий: представителе отрасли, государственной власти, экспертного сообщества и средств массовой информации. Респондентов, среди которых были Вадим Дробиз, Евгений Брюн и другие, просили оценить текущее состояние алкогольного рынка России, дать оценку современной государственной политике, выразить свое отношение к предлагаемой Концепции и касающимся данной темы инициативам.
Так, с точки зрения государственной политики, антиалкогольная политика связана с расширением рядов современного среднего класса, "ценности которого исключают пьянство", и с повышением качества и ценности человеческой жизни, а также с накоплением "человеческого капитала", который употребляет алкогольные напитки не для того, чтобы "залить горе", а удовлетворить определенную потребительскую потребность".
На сегодняшний день эксперты считают, что алкогольная отрасль нашей страны находится в состоянии нестабильности. В основном это связано с последствиями социально-экономического кризиса, который привел к падению доходов, и с мерами государственного регулирования, которые уже приняты или еще планируются к принятию в рамках Концепции.
Среди основных проблем алкогольной отрасли можно выделить наличие до 50% теневого сегмента производства крепкого алкоголя (изменение характера конкуренции в отрасли). Малоимущие слои населения, не имея финансовой возможности покупать качественный алкоголь, как правило, и составляют рынок "паленой" водки, суррогатов и фальсификатов. Чтобы это исправить, необходимо, считают эксперты, установить минимальные цены на водку (89 рублей за 0,5 литра). Это позволит не только отказаться от приобретения "паленки", но и снизит долю нелегальной продукции на прилавках, процент которой значительно увеличился после разорения немалого количества компаний, которые входили до кризиса в круг крепких середнячков.
Также отрицательно сказывается на отрасли в целом и отсутствие четких правил, непрозрачность рынка. По мнению экспертов, отсутствие четких правил регулирования и лоббистская борьба за влияние на законодательство могут привести к снижению эффективности государственной политики в области противодействия алкоголизации. А именно, ее "результирующая" становится, во-первых, непредсказуемой, во-вторых, достаточно далекой от подлинных интересов общества цивилизованного рынка и цивилизованного потребления алкоголя. По данным экспертов, на каждого россиянина приходится от 10 до 18 литров крепкого алкоголя в год (хотя некоторые сокращают этот диапазон с 10 до 13-15 литров). Такое количество алкоголя приводит к ухудшению здоровья и, следовательно, к летальным исходам. Согласно данным ВОЗ, Россия занимает первое место в Европе по смертности, вызванной чрезмерным употреблением алкоголя (большая часть умерших мужчины).
Исходя из этого, большинство экспертов считает одним из главных целевых показателей антиалкогольной кампании изменение структуры потребления путем снижения доли крепких напитков. Так, потребление вина в России снизилось с 22 литров в советское время до 3 литров сейчас. А показатели крепкого алкоголя остались на том же уровне.
Также к основной проблеме отрасли можно отнести уровень доступности алкоголя, в частности, для несовершеннолетних. Здесь речь идет о доступности с точки зрения большого количества точек продажи (в первую очередь это пиво), так и ценовой доступности, характерной для крепкого алкоголя. "У нас водка очень дешевая, даже дешевле сока. Вино дороже водки. Одна бутылка вина две бутылки пива. Человеку намного дешевле выпить бутылку водки. Он почувствует быстрее, для чего он пил", объясняет эксперт. Однако, многие участники исследования указывают на то, что резкое повышение цены на водку приведет к росту теневого оборота.
При этом всеми участниками исследования отмечено, что профессиональный уровень современной социальной рекламы и пропаганды здорового образа жизни, которую проводит государство, очень слабый, и она не может изменить отношение людей к алкогольной продукции.
Что касается недавно созданного органа государственной власти Росалкогольрегулирования эксперты в оценках разошлись. Многие из них, с одной стороны, выступают за необходимость наличия такого органа. С его деятельностью связывают надежды на существенное сокращение производства и оборота нелегальной продукции. Но с другой стороны, часть экспертов полагает, что новый орган способен манипулировать участниками рынка в ущерб отрасли. "Государство образовало так называемое частное государственное партнерство на базе Росспиртпрома, где Росспиртпром выступает управляющей компанией, как для государственных активов, так и для частных активов. Росалкогольрегулирование постарается освободить для Росспитрпрома 25% рынка водки. А поскольку этот рынок не растет, то с него уберут, как действующих операторов, так и действующих оптовиков. Реально, наверное, на 30-50% сократится число операторов", отмечает один из участников исследования.
В вопросах регулирования структуры потребления алкоголя часть экспертов выступила за уравнивание механизмов регулирования продаж крепких спиртных напитков и пива. По их мнению, акцизная политика должна быть дифференцированной, пропорциональной содержанию процента алкоголя в напитке. При этом, уверены эксперты, в качестве дополнительных мер регулирования рынка крепкого и слабого алкоголя необходимо ввести персональную ответственность продавца за продажу алкоголя несовершеннолетним, более жесткие штрафы за правонарушения для производителей и повышение строгости контрольных мер к розничной продаже. Однако все эксперты сходятся в одном: вводить "сухой закон" нельзя, так как он не решит проблему, а лишь усугубит ее.
Таким образом, сейчас антимонопольная политика государства всецело направлена на снижение спроса, который можно снизить как путем запретов и ограничений, так и путем пропаганды. И здесь главное добиться того, чтобы человек сам принял решение отказаться от массового потребления алкоголя, так как тогда спрос упадет естественным путем. А все другие манипуляции (снижение спроса административным путем) не будут решением проблемы, полагают эксперты. Источник: sostav.ru
Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи. |
|
|