создать профиль 


Свидетельство
о регистрации СМИ
Эл № ФС77-57139
от 11.03.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

   темы (1)    печать

Марина Усачева

Государство намерено отучить россиян пить

В конце прошлого года правительством РФ была утверждена "Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года". На основании этой концепции фонд "Центр политических технологий" провел качественное социологическое исследование на тему "Алкогольный рынок России: государственная политика и интересы общества".

Исследование проводилось в Москве методом экспертных интервью. Было опрошено 30 известных на рынке респондентов разных категорий: представителе отрасли, государственной власти, экспертного сообщества и средств массовой информации. Респондентов, среди которых были Вадим Дробиз, Евгений Брюн и другие, просили оценить текущее состояние алкогольного рынка России, дать оценку современной государственной политике, выразить свое отношение к предлагаемой Концепции и касающимся данной темы инициативам.

Так, с точки зрения государственной политики, антиалкогольная политика связана с расширением рядов современного среднего класса, "ценности которого исключают пьянство", и с повышением качества и ценности человеческой жизни, а также с накоплением "человеческого капитала", который употребляет алкогольные напитки не для того, чтобы "залить горе", а удовлетворить определенную потребительскую потребность".

На сегодняшний день эксперты считают, что алкогольная отрасль нашей страны находится в состоянии нестабильности. В основном это связано с последствиями социально-экономического кризиса, который привел к падению доходов, и с мерами государственного регулирования, которые уже приняты или еще планируются к принятию в рамках Концепции.

Среди основных проблем алкогольной отрасли можно выделить наличие до 50% теневого сегмента производства крепкого алкоголя (изменение характера конкуренции в отрасли). Малоимущие слои населения, не имея финансовой возможности покупать качественный алкоголь, как правило, и составляют рынок "паленой" водки, суррогатов и фальсификатов. Чтобы это исправить, необходимо, считают эксперты, установить минимальные цены на водку (89 рублей за 0,5 литра). Это позволит не только отказаться от приобретения "паленки", но и снизит долю нелегальной продукции на прилавках, процент которой значительно увеличился после разорения немалого количества компаний, которые входили до кризиса в круг крепких середнячков.

Также отрицательно сказывается на отрасли в целом и отсутствие четких правил, непрозрачность рынка. По мнению экспертов, отсутствие четких правил регулирования и лоббистская борьба за влияние на законодательство могут привести к снижению эффективности государственной политики в области противодействия алкоголизации. А именно, ее "результирующая" становится, во-первых, непредсказуемой, во-вторых, достаточно далекой от подлинных интересов общества – цивилизованного рынка и цивилизованного потребления алкоголя. По данным экспертов, на каждого россиянина приходится от 10 до 18 литров крепкого алкоголя в год (хотя некоторые сокращают этот диапазон с 10 до 13-15 литров). Такое количество алкоголя приводит к ухудшению здоровья и, следовательно, к летальным исходам. Согласно данным ВОЗ, Россия занимает первое место в Европе по смертности, вызванной чрезмерным употреблением алкоголя (большая часть умерших – мужчины).

Исходя из этого, большинство экспертов считает одним из главных целевых показателей антиалкогольной кампании изменение структуры потребления путем снижения доли крепких напитков. Так, потребление вина в России снизилось с 22 литров в советское время до 3 литров сейчас. А показатели крепкого алкоголя остались на том же уровне.

Также к основной проблеме отрасли можно отнести уровень доступности алкоголя, в частности, для несовершеннолетних. Здесь речь идет о доступности с точки зрения большого количества точек продажи (в первую очередь – это пиво), так и ценовой доступности, характерной для крепкого алкоголя. "У нас водка очень дешевая, даже дешевле сока. Вино дороже водки. Одна бутылка вина – две бутылки пива. Человеку намного дешевле выпить бутылку водки. Он почувствует быстрее, для чего он пил", – объясняет эксперт. Однако, многие участники исследования указывают на то, что резкое повышение цены на водку приведет к росту теневого оборота.

При этом всеми участниками исследования отмечено, что профессиональный уровень современной социальной рекламы и пропаганды здорового образа жизни, которую проводит государство, очень слабый, и она не может изменить отношение людей к алкогольной продукции.

Что касается недавно созданного органа государственной власти – Росалкогольрегулирования – эксперты в оценках разошлись. Многие из них, с одной стороны, выступают за необходимость наличия такого органа. С его деятельностью связывают надежды на существенное сокращение производства и оборота нелегальной продукции. Но с другой стороны, часть экспертов полагает, что новый орган способен манипулировать участниками рынка в ущерб отрасли. "Государство образовало так называемое частное государственное партнерство на базе Росспиртпрома, где Росспиртпром выступает управляющей компанией, как для государственных активов, так и для частных активов. Росалкогольрегулирование постарается освободить для Росспитрпрома 25% рынка водки. А поскольку этот рынок не растет, то с него уберут, как действующих операторов, так и действующих оптовиков. Реально, наверное, на 30-50% сократится число операторов", – отмечает один из участников исследования.

В вопросах регулирования структуры потребления алкоголя часть экспертов выступила за уравнивание механизмов регулирования продаж крепких спиртных напитков и пива. По их мнению, акцизная политика должна быть дифференцированной, пропорциональной содержанию процента алкоголя в напитке. При этом, уверены эксперты, в качестве дополнительных мер регулирования рынка крепкого и слабого алкоголя необходимо ввести персональную ответственность продавца за продажу алкоголя несовершеннолетним, более жесткие штрафы за правонарушения для производителей и повышение строгости контрольных мер к розничной продаже. Однако все эксперты сходятся в одном: вводить "сухой закон" нельзя, так как он не решит проблему, а лишь усугубит ее.

Таким образом, сейчас антимонопольная политика государства всецело направлена на снижение спроса, который можно снизить как путем запретов и ограничений, так и путем пропаганды. И здесь главное добиться того, чтобы человек сам принял решение отказаться от массового потребления алкоголя, так как тогда спрос упадет естественным путем. А все другие манипуляции (снижение спроса административным путем) не будут решением проблемы, полагают эксперты.

Источник: sostav.ru


Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи.

  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru

   Яндекс цитирования  

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на сайт "Трезвая политика" (www.trezvpol.ru).
Copyright © 2008-2014 ООО "ИННОПРО"    E-mail: contact@trezvpol.ru