создать профиль 


Свидетельство
о регистрации СМИ
Эл № ФС77-57139
от 11.03.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

   темы (1)    печать

Алкогольная отрасль "на развилке", что делать и кто виноват?

Алкогольная отрасль в России в очередной раз подошла к важной "развилке". Такие данные содержит исследование Центра политических технологий, посвященное теме государственной политики в области рынка спиртного на предмет ее соответствия интересам общества. Исследование проводилось в Москве, методом экспертных интервью. Среди респондентов – представители отрасли, государственной власти, СМИ, экспертного сообщества, которые дали ответы на самые актуальные в данный момент вопросы.

Конечно, далеко не во всем участники исследования соглашались друг с другом. Не удивительно, ведь во многих случаях речь идет о конфликте интересов. Эксперты едины в том, что нестабильность отрасли определяется последствиями социально-экономического кризиса и мерами государственного регулирования, как принятыми, так и планирующимися к принятию в рамках Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года.

Среди основных проблем были названы: значительный – до 50% теневой сегмент производства крепкого алкоголя, отсутствие прозрачности рынка и четких правил регулирования. Лоббистская борьба снижает эффективности государственной политики, и кроме того делает ее результаты непредсказуемыми. Влияют на отрасль и последствия введения ЕГАИС – система не позволила решить главную проблему – масштабного производства неподакцизного крепкого алкоголя. Распространять аналогичную систему на пиво смысла нет, уверены опрошенные.

Остается высоким уровень употребления алкоголя населением. Теневая составляющая рынка усугубляет ситуацию – малоимущие слои населения составляют рынок паленой водки, суррогатов и фальсификатов. Беспокоит опрошенных и сохранение в структуре употребления высокой доли крепкого алкоголя. Значительная часть экспертов считает, что одним из главных показателей эффективности антиалкогольной кампании станет изменения структуры путем снижения доли крепких напитков. С точки зрения государственной политики, необходимо расширить ряды среднего класса, ценности которого исключают пьянство, и повысить качество жизни, способствуя накоплению "человеческого капитала".

Резко снизить уровень потребления крепкого алкоголя в России – задача, практически невыполнимая, убеждены респонденты. "Люди пили и будут пить", – отмечают опрошенные. Реалистичной задачей на обозримую перспективу является смещение интересов граждан в сторону слабоалкогольной продукции.

Участники опроса также отметили, что степень доступности алкогольных напитков – критичная, а антиалкогольная пропаганда слаба. Тем не менее, дать шанс государству в борьбе с пьянством опрошенные готовы. Многие отмечают склонность госрегулирования к запретительным мерам, причем с сомнительной эффективностью. Частный бизнес в таком случае лишен возможности строить долгосрочные стратегии, и инвестиционная привлекательность отрасли падает. Неоднозначно оценивается экспертами и деятельность Росалкогольрегулирования. С одной стороны, подобный орган нужен, а с другой – он способен манипулировать участниками рынка.

Первоочередной задачей нормативно-правового регулирования является снижение доли нелегального алкоголя. В этой связи участники приветствуют установление минимальной цены на водку в размере 89 руб. за бутылку, что позволит "высветить" нелегальную продукцию.

Что касается уравнения механизмов регулирования крепких спиртных напитков и пива, часть экспертов эту меру поддерживает. В Центре политических технологий делают вывод, что помимо искренней убежденности такая позиция может поддерживаться лоббистскими интересами."Многие компании сейчас переживают из-за того, как будет дальше развиваться рынок. Неслучайно поэтому появляется много разных лоббистов со стороны водочников, пивняков и виноделов, – говорит один из опрошенных, представитель СМИ. – Каждый из них тянет одеяло на себя". "Принятие концепции привело к тому, что стали бороться не с алкоголизмом, а лоббисты стали сражаться между собой", – указывает другой респондент. По его оценке, водочное лобби, самое могущественное, сражается с пивным, тоже мощным лобби. "Где-то там находятся и виноделы, у которых самый маленький административный ресурс". Большинство считает, что в чем-то порядок должен быть общим для всех видов алкогольной продукции, а где-то нужен индивидуальный подход.

Акцизная политика должна быть дифференцированной, пропорциональной содержанию процента алкоголя в напитке. Что касается ограничения распространения алкогольных и пивных напитков, то большинство уверены, что здесь необходимо единообразие. В качестве дополнительных мер регулирования рынка крепкого и слабого алкоголя эксперты предлагали установить персональную ответственность продавца за продажу алкоголя несовершеннолетним, более жесткие штрафы за нарушения для производителей и повышение строгости контрольных мер к розничной торговле. Большинство экспертов поддерживают разумные ограничения продажи крепкого алкоголя и пива в местах массового скопления людей. А в вопросе запрета любой, в том числе и скрытой, рекламы мнения разделились. Половина опрошенных считает, что все алкогольную рекламу без исключения надо запретить, другие же придерживаются той позиции, что реклама не повышает уровень потребления спиртного гражданами. Возврат государственной монополии был бы неблагоприятным развитием событий, уверены эксперты. Нет гарантий, что при таких условиях нелегальный рынок исчезнет. Главное, считают опрошенные, чтобы нынешняя антиалкогольная кампания не стала аналогом уже вводимого в нашей стране "сухого закона", когда подпольное производство достигало невероятных размеров.

Респондентам также был задан вопрос: а готово ли российское общество к антиалкогольной кампании? На словах – да, а на деле социум будет сопротивляться, считают эксперты. С одной стороны, есть мнение о том, что человек вправе решать: пить ему или нет. С другой, существует мнение, что общество надо ломать, "оно никогда не будет готово".

Многие опрошенные подчеркивали необходимость адресной работы с населением, ведь с точки зрения потребления эксперты дают схожее определение. "Спивается не Россия. В России – 140 млн населения.40 млн – непьющие.100 млн употребляют алкогольную продукцию. 70 проц из них – нормальные люди, употребляющие в год нормальные 11 литров. 30 проц –малоимущие, вот они-то и выпивают 40 литров на душу населения абсолютного спирта. Вот эти спиваются".

Источник: Прайм-ТАСС


Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи.

  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru

   Яндекс цитирования  

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на сайт "Трезвая политика" (www.trezvpol.ru).
Copyright © 2008-2014 ООО "ИННОПРО"    E-mail: contact@trezvpol.ru