создать профиль 


Свидетельство
о регистрации СМИ
Эл № ФС77-57139
от 11.03.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

   темы (1)    печать

Восемь "мифов" об алкоголе

Правда ли что в России очень дешевый алкоголь? Это и другие популярные утверждения комментирует директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.


Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз
Фото: trezvpol.ru

Алкоголизация – это важнейшая проблема России, но она не менее остро стоит в любой цивилизованной стране мира. Я целый месяц, весь март, специально ездил по США по приглашению Госдепартамента. Могу честно сказать – Америка пьет не меньше России. Средний пьющий россиянин пьет меньше, чем средний пьющий американец, я это доказал с цифрами. Молодежь их пьет не меньше нашей, но остроту российской проблемы добавляет нищета и бедность 60-65% нашего населения. Пьем мы одинаково, а живем по-разному. Слава Богу, и я действительно так считаю, что у нас появился орган, регулирующий алкогольный рынок. Слава Богу, что у нас появилась хоть какая-то концепция. Роспотребнадзор 10 лет нам рассказывал о том, что он ее разрабатывает, и вот теперь она появилось, причем создало ее именно наше министерство алкоголя, а не Роспотребнадзор. Я не являюсь лоббистом алкогольного рынка, я стараюсь более-менее объективно оценивать информацию. Так вот, общественная антиалкогольная мысль у сегодня нас зиждется на восьми мифах. Я сейчас охарактеризую каждый из них, а потом, если будут вопросы, расскажу подробнее.

Первый миф: бюджет Советского Союза жил за счет водки и на 25% наполнялся алкоголем. Это – миф. Алкоголь давал 5%, а 23% давала водка в розничном товарообороте, потому что водка в советское время была дорогая, вино стоило в 4 раза меньше. Даже несмотря на такое соотношение, в последние 30 лет советской власти шел постоянный рост алкоголизации и высокая цена на водку – на зарплату можно было купить порядка 40 бутылок – не останавливала от того, что водки пили все больше и больше и, в результате, пришли к полусухому закону.

Второй миф: в России очень дешевый алкоголь, это приводит к его сверхдоступности и, как следствие, алкоголизации. В России недешевый алкоголь. В России алкоголь дороже, чем в других странах мира, я уже не говорю про вино. Большая часть из вас была в западных странах и видела бутылки вина по 3-4 евро. 5-6 евро – это для них уже дорогое вино, а у нас такая цена самая распространенная. Я уже не буду говорить про то, что ФАС сейчас разбирается, почему сейчас у нас импорт дороже. Еще один пример – в Америке 65% вина продается по цене ниже 5 долларов. Если сравнить с минимальной средней зарплатой, то такое хорошее натуральное вино должно у нас стоить 15-20 рублей. Что касается крепкого алкоголя, то в пример постоянно приводят скандинавские страны – Швецию и Финляндию. Да у них водка – 12-14 евро, но относительно минимальных средних зарплат эта водка дешевле, чем наша трехдолларовая легальная. Кроме того, Россия – единственная страна, где малоимущие не имеют доступа к легальному алкоголю. Я не защищаю те 20-25 миллионов о которых сейчас говорил Александр Немцов, кто пьет спиртосодержащие жидкости. Они пили их 15 лет назад, и будут пить дальше – никуда они не уйдут, потому что спиртосодержащие жидкости доступны им по цене – это, условно говоря, 30 рублей за полбутылки водки. В Германии, например, для бедных есть водка "Корн" – это 4-5 евро. В Америке я сам видел крепкий алкоголь по 2 доллара за литровую бутылку сорокаградусного напитка. То есть, для нищеты должна быть своя продукция. Тогда не будет нелегального и теневого рынков, а также суррогатов. Государство у нас этим не озабочивается, потому что наши антиалкогольщики активно выступают за повышение цен.

Третий миф: спивается вся Россия и за счет этого деградирует. Ничего подобного. Спивается не вся Россия. Если у нас 100 миллионов населения потребляют алкоголь, то спивается 25% малоимущих, чьи доходы ниже 5000 рублей на душу населения. Вот эта публика выпивает до 40 литров абсолютного алкоголя на душу населения в год. 75 миллионов человек пьют в среднем по 11 литров. Это тоже больше, чем рекомендует ВОЗ, но, в принципе, это не мешает пьющим оставаться нормальными людьми. То есть, спивается бедный, социально незащищенный класс.

Четвертый миф: нас всех спасет госмонополия. Виктор уже говорил об этом. Госмонополия вообще не имеет никакого отношения к алкоголизации. Когда говорят о порядке на рынке, который она могла бы навести, и вспоминают советский период, надо понимать, что нельзя выдернуть ту госмонополию на алкоголь из общей концепции тотальной госмонополии на все. Поэтому, условно говоря, у государства на алкогольном рынке есть четыре задачи. Социальная – она касается снижения алкоголизации, затем – поддержание качества продукции, ее безопасности, третья – фискальная и четвертая – регулирование. Так вот, ни к одной из этих задач государственная монополия отношения не имеет.

Пятый миф: алкогольный бизнес – враг человечества. Мы эту фразу регулярно слышим из уст Онищенко. В Америке нам дали возможность в пяти городах провести по пять-шесть встреч ежедневно – от детских садов и до Пентагона. Мне там рассказывали, как работают антиалкогольные кампании в армии. Мы были в колледжах, встречались с конгрессменами, представителями антиалкогольных организаций. Я спрашивал у "анонимных алкоголиков", государственных чиновников – считают ли они алкоголь врагом? Никто мне так не сказал. Враг – это человек, который злоупотребляет алкоголем. Это – очень важный посыл. Легальный алкогольный бизнес в России, как это ни парадоксально, не заинтересован в развитии алкоголизации – ни с экономической, ни с социальной точки зрения. Экономически: алкоголик – это асоциальный тип, редко доживающий до 40 лет, не работающий и пьющий суррогаты, а в лучшем случае – нелегальную водку. Нужен ли он легальному бизнесу, у которого водка стоит от 100 рублей и выше? Не нужен. Этот человек никогда, и ни при каких условиях не перейдет на легальную водку. Пусть лучше он живет, как в Европе, до 90 лет, выпивая 2-3 бокала вина. К сожалению, эти люди сегодня обречены, но не алкогольным бизнесом. В социальном плане мы все, и дети наши, живем в России и, конечно, заинтересованы в том, чтобы алкоголизация была ниже.

Шестой миф: вся надежда на запретительные и ограничительные меры, которые предлагает Всемирная Организация Здравоохранения. Здесь даже спорить не буду – я считаю ВОЗ коммерческой организацией. Приведу только два примера. Есть несколько стран, живущих полностью по заветам ВОЗ. Скандинавские страны – Швеция и Финляндия. В этих странах одна торговая точка на 8000 человек, у нас – одна на 500. У них государственная монополия на розничную торговлю и водка считается дорогой, хотя по отношению к минимальной средней зарплате она дешевле нашей. За последние 10 лет объемы продаж алкоголя в Швеции выросли на 70%. Это – со всеми запретительными мерами. В Финляндии за последние 40 лет из которых последние 30 они живут по заветам ВОЗ, в 6 раз возросла женская алкоголизация, и в 2 раза – мужская. Это официальные данные, это не я придумал. Поэтому запретительные меры тоже не играют такой феноменальной роли в этой борьбе. Меры запрета и ограничения могут быть эффективны только там, где есть возможность обеспечить эти ограничения в легальном сегменте. В Финляндии эта возможность есть, но даже там она не сработала. У нас это очень проблемно. Второе – проконтролировать исполнение этих мер. Ну и третье – это не дать в подобных условиях вырасти теневому рынку.

Седьмой миф – позитивные результаты полусухого закона Горбачева. Многие рассказывают о том, как выросла продолжительность жизни и так далее. Я считаю, что не алкоголь был этому причиной. Нельзя отделять этот период от общеполитического настроя. Шла перестройка, она только начиналась, люди еще не знали, что их обманут, и желание жить светилось в глазах у всех. Вот поэтому и рождались дети, поэтому и жить люди хотели. Но самое страшное, что дала нам антиалкогольная кампания Горбачева – это изменение структуры потребления. До нее мы были вино-водочной страной. Мы потребляли 21 литр вина, 13 литров крепкого алкоголя и 22 литра пива. К 1992 году, когда все завершилось, и Советский Союз развалился, мы потребляли 3 литра вина – то есть в семь раз меньше, 14-15 литров водки и всяких суррогатов – это не абсолютный алкоголь, и около 15-20 литров пива. То есть, мы до сих пор не можем изменить в позитивную сторону структуру. У нас до сих пор потребление вина вместо 21 около 7 литров, при этом потребление водки и суррогатов выросло до 17, пива – до 80 в 2007 году, слабоалкогольных напитков – до 2 литров. То есть, пиво, как альтернативный напиток не сыграло своей роли. Государство в политике пошло навстречу интересам пивных компаний, пиву дали полный карт-бланш и пиво в России крепкий алкоголь заместить не может – это может сделать только вино.

И, наконец, последний факт. Существование алкоголя – это причина алкоголизации. Я спрашивал об этом везде – и в Америке, и в других странах. Нигде наличие алкоголя в торговле не считают фактором, способствующим алкоголизации, по одной простой причине. В России культивируется просто безответственное употребление алкоголя. И оно всегда было таким. Пьяных жалели и продолжают жалеть. Во всем в России виноваты водка, жена-стерва и гад-начальник. Потребление водки – это уже следствие этих причин. За рубежом четко считают, что виноват человек, а не алкоголь. Вот это, наверное, все основные мифы, о которых я хотел рассказать. Спасибо за внимание.

Выступление В. И. Дробиза состоялось в рамках проведенного РИАН круглого стола "Антиалкогольная политика, можно ли снизить потребление без "сухого закона"?

Источник: trezvpol.ru


Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи.

  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru

   Яндекс цитирования  

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на сайт "Трезвая политика" (www.trezvpol.ru).
Copyright © 2008-2014 ООО "ИННОПРО"    E-mail: contact@trezvpol.ru