создать профиль 


Свидетельство
о регистрации СМИ
Эл № ФС77-57139
от 11.03.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

   темы (1)    печать

Игумен Герасим (Дьячков), Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия

К истории борьбы с пьянством в Воловском районе Тульской области

Вопрос борьбы с алкоголизмом в России имеет очень давнюю историю. В 1861 году было отменено крепостное право, появилась на свет водка-"дешевка". Много было и других причин погружения народа в пьянство, но это – отдельная тема.

Проблема борьбы с алкоголизмом в России в начале XX века встала очень остро, и обсуждалась на самом высоком уровне. 6-12 августа 1912 года в Москве состоялся Всероссийский Съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Съезд вынес резолюцию о том, чтобы все монастыри и церкви привлечены были к участию в борьбе с алкоголизмом путем устройства школ наподобие Сергиевской школы, что близ Санкт-Петербурга, и организации обществ трезвости при монастырях и церквях.

Реакцией Русской Православной Церкви на резолюции Съезда стало определение Святейшего Синода от 16 ноября 1912 года – 9 января 1913 года за № 10469, рекомендовавшее епархиальным начальствам перейти к практическому осуществлению резолюции Съезда о борьбе пьянством.

В 1910-х годах в Тульской епархии было открыто несколько обществ трезвости: при Корсунской церкви села Семьяни Веневского уезда, при Параскевинской церкви села Гунькова Чернского уезда, при Успенском соборе города Каширы, при Белевском Спасо-Преображенском монастыре и при многих других церквях и монастырях.

В 1911 году было открыто Никитское Общество трезвости во имя святителя Николая Чудотворца при Троицкой церкви.

"Тяжелое горе современной жизни деревни – возрастающее в народе пьянство, тесно связанное с упадком религиозных и нравственных устоев и экономического благосостояния населения, – было побуждением кружка лиц села Никитского под руководством местного отца настоятеля храма выступить на посильную борьбу со страшным недугом народным" – писал в 1913 году настоятель Троицкой церкви Алексей Нащокин.

Попытки противодействия губительной народной болезни предпринимались в селе Никитском и ранее образования Общества трезвости: так, еще до 6 декабря 1911 года было зарегистрировано 47 человек, давших обет воздержания от употребления алкоголя.

А 6 декабря 1911 года настоятель Троицкой церкви отец Алексей Нащокин произнес за Божественной литургией проповедь, призвав народ к трезвой жизни. Желающие дать обет воздержания от алкоголя были приглашены к всенощному бдению, за которым после торжественного молебна Небесному покровителю Общества трезвости святителю Николаю Чудотворцу и соответствующей проповеди 25 человек дали обещание не пить никаких хмельных напитков.

Обет трезвой жизни давался следующим образом. После молебна вступающий в ряды членов Общества трезвости в присутствии священника-председателя пред святой иконой святителя Николая Чудотворца, осеняя себя крестным знамением, произносил следующее обещание:

"Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Господи Иисусе Христе Боже наш, я раб Твой (имя), сознав всю скверну пьянства и грехов, от него происходящих, с полною готовностью и твердою решимостью даю искреннее обещание пред святою иконою св. Николая отныне совершенно не пить никаких охмеляющих напитков. Знаю, Господи, что пьяницы Царства Божьего не наследуют. По завету св. апостола Петра "Братство любите" я, с преданным святой Церкви Православной сердцем, вступаю в Братство трезвости во имя св. Николая Чудотворца, ради спасения своей души и назидания ближних. Помоги мне, Господи, силою Честнаго и Живо-творящаго Креста Твоего и молитвами святителя Николая под кровом святой Церкви Православной и в единении с братьями по вере выполнить сие мое святое обещание".

После этого священник произносил "Аминь", благословлял давшего обет трезвости и вносил в книгу для записи трезвенников имя, отечество и фамилию, а также год, число, месяц обета трезвости.

Члены Общества обязаны были строго соблюдать обет полного воздержания от алкоголя, во всем быть верными и примерными чадами Святой Церкви Православной и должны были располагать других лиц к трезвенной жизни, приглашая их вступить в Общество. Всеми средствами, не противоречащими закону, члены Общества обязаны были содействовать процветанию святого дела – борьбе с алкоголизмом.

Член Общества, нарушивший обет воздержания, подвергался первый раз внушению и увещанию священника, а за вторичное нарушение исключался из членов Общества. Исключенный из членов Общества вновь принимался после сердечного раскаяния и более или менее продолжительного испытания.

Членам Общества вменялось в обязанность воздерживаться от сквернословия и "черного" слова.

Они также должны были братски поддерживать и укреплять друг друга в борьбе с пьянством, причем более твердые и сильные в исполнении обета должны были поддерживать своими советами, внушениями и ободрениями колеблющихся и слабых трезвенников.

Членам Общества советовалось обходиться с людьми, подверженными недугу пьянства, ласково и сердечно, взамен обычного грубого пренебрежительного отношения к таким людям.

Членом Общества мог стать и человек еще на давший обета трезвости, такие назывались членами-соревнователями.

Серьезной задачей учредителей Общества было укрепление трезвого образа жизни среди новых членов и всего населения, поэтому по воскресным и праздничным дням в помещении чайной "Народного дома" и земского училища проводились чтения на религиозно-нравственные и просветительские темы при непосредственном участии отца Алексея, учителей церковно-приходских школ и членов Общества трезвости. Обычно читали выдержки из Четий-Миней и другой духовно-нравственной литературы, а также из антиалкогольных журналов: "Трезвая жизнь", "К свету", "В борьбе за трезвость".

Устав Общества был утвержден архиепископом Тульским и Белевским Парфением (Левицким) 17 апреля 1912 года.

Общим собранием учредителей 15 июня 1912 года были выбраны члены правления Общества трезвости: председатель Общества – священник Алексей Нащокин, первый товарищ председателя – учитель Шишовской церковно-приходской школы Гавриил Слепых, второй товарищ председателя и казначей – местный купец Михаил Большаков, секретарь – псаломщик Леонид Виноградов.

6-12 августа 1912 года священник Алексей Нащокин и Гавриил Слепых приняли участие во Всероссийском Съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, проходившем в Москве, о нем мы писали выше.

Осенью 1912 года, после окончания полевых работ, Общество трезвости вновь вернулось к своей прежней деятельности, кроме того, стало по воскресным дням, по окончании литургии, раздавать листы с антиалкогольной пропагандой, всего было роздано до 5 тысяч экземпляров.

Во время совершения богослужений отцом Алексеем Нащокиным поминались о здравии члены Общества трезвости (на проскомидии и на молебне после литургии – вслух всего народа). После всенощного бдения накануне воскресных дней традиционно служился молебен Покровителю Общества – святителю Николаю Чудотворцу, причем пели все молящиеся.

Число давших обет трезвости постоянно росло, каждый праздничный день в Общество трезвости записывалось по два-три человека, так что к 1913 году достигло 100 человек.

"Отрадно видеть, – писал в 1913 году священник Алексей Нащокин, – что за сравнительно небольшой промежуток времени работы Общества, один год, в населении замечается некоторый перелом во взглядах на вино и пьянство, и большого успеха своей трезвой проповеди Общество ожидает в будущем. Много радости и нравственного удовлетворения доставляло и доставляет то обстоятельство, что в состав Общества вступали многие страдавшие большой слабостью к винопитию, теперь же под покровом Святой Матери Церкви мужественно выдерживающие борьбу с великим соблазном пьянства. В будущем Никитское Общество, не щадя своих сил в тяжелой работе – проповеди трезвости среди населения – все свои надежды возлагает на помощь святителя и чудотворца Николая, Небесного Покровителя Общества".

Сегодня каждый помнит "лихие" 1990-е годы, когда, можно сказать, вся страна погрузилась в почти повальное пьянство и проистекающее от него горе. В начале XXI века ситуация стала меняться в лучшую сторону. 13 января 2010 года премьер-министр РФ В. В. Путин утвердил Концепцию борьбы с алкоголизмом в России, согласно которой к 2020 году потребление спиртного в стране должно уменьшиться на 55 процентов, до нормы, принятой Всемирной организацией здравоохранения. Реализация концепции предполагает ликвидацию нелегального рынка алкогольной продукции, ограничение рекламы алкоголя, открытие в стране реабилитационных и профилактических учреждений для работы с населением и другие меры.

Источник: trezvotula.ru


Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи.

  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru

   Яндекс цитирования  

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на сайт "Трезвая политика" (www.trezvpol.ru).
Copyright © 2008-2014 ООО "ИННОПРО"    E-mail: contact@trezvpol.ru