создать профиль 


Свидетельство
о регистрации СМИ
Эл № ФС77-57139
от 11.03.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

   темы (2)    печать

Владимир Кирьянов, Ольга Костенко

Паны против водки. Что позаимствовать у Польши в борьбе с пьянством?

Дорогая моя бутылка

– Бороться с пьянством в Польше начали очень просто, – говорит Владимир Бортник, кандидат экономических наук, – с 1996 по 2001 год акциз на водку в Польше был увеличен в 2,5 раза – до 62,8 злотых за литр этанола (15,7 евро). (Для сравнения: в России в 2006 г. этот акциз составлял 159 рублей, что соответствует 4,6 евро.) Водка подорожала. В результате этого, в частности, продолжительность жизни польских мужчин увеличилась до 70 лет, и Польша первой из постсоветских стран преодолела кризис сверхсмертности. И потребление крепкого алкоголя неуклонно снижается. За первый квартал 2009 г. в Польше продали на 28% меньше водки, чем за такой же период в прошлом году. Вы представьте: рядовой поляк зарабатывает в час 1,2 евро. Таким образом, ему нужно отдать за литр водки заработок за 5 часов. В среднем бутылка водки стоит 6-7 евро. Кому это надо?

Главное правило в "польском антиалкогольном пути" – борьба за трезвость на местах, как ни по-советски это звучит. Да, в 1982 г. в Польше приняли закон "О воспитании в трезвости и противодействии алкоголизму", да, в 2000 г. утвердили Национальную программу профилактики и решения алкогольных проблем, но для каждого воеводства сочиняется местная антиалкогольная программа. Комиссии, которые действуют в каждой гмине (сельская административная единица), принимают жёсткие ограничения по количеству точек, торгующих спиртным (лицензию получить непросто), следят за тем, чтобы в уличных магазинчиках не продавался крепкий алкоголь, конкретно отвечают за лечение алкоголиков в терапевтических центрах.

Ещё в Польше создали Центр развития профилактики и терапии алкогольных проблем, который распределяет частные пожертвования (это очень распространено!). Кроме этого, в Польше действует более 500 неправительственных организаций, создающих группы анонимных алкоголиков, центры реабилитации зависимых и их семей. Здесь считается супермодной программа "12 шагов" – встречи анонимных алкоголиков без психолога (для подростков, на жизнь которых влияет алкоголизм в семье, создана целая сеть специальных подразделений). Казалось бы, можно прекратить "перебарывать пьянство", учитывая спад алкоголизации страны, но поляки никак не угомонятся. В хорошем смысле.

Дети, вас снимают!

Не так давно в Польше создали Государственное агентство по решению алкогольных проблем, польское сокращение – PARPA.

PARPA регулярно выдвигает новаторские идеи по борьбе с пьянством. На днях его активисты предложили устанавливать видеокамеры в магазинах или отделах, торгующих выпивкой. Цель – ограничить потребление алкоголя несовершеннолетними:

– К сожалению, 90% ребят младше 15 лет уже знают вкус алкоголя. 70% из них утверждают, что не имеют проблем с его покупкой, – говорит Кшиштоф Бжозка, директор этого агентства. – Когда я подал мысль установить видеокамеры в магазинах, мне сказали: "Супер!" Продавец, даже если несовершеннолетние "насядут", всегда сможет им сказать: "Не могу продать, всё записывается на видео..."

С ним согласны и польские политики.

– Нас же записывают на видео, когда мы покупаем, например, топливо на бензоколонках. Почему же нельзя регистрировать людей, покупающих алкоголь? – спрашивает Мирослав Секула, депутат от правящей парламентской коалиции.

Когда установят камеры в магазинах, PARPA собирается внедрить их в пабах и ресторанах. Ведь есть статистика: в 2008 г. из 1500 торговых точек, которые лишились права торговать спиртным, 240 пострадали именно из-за фактов продажи данного товара несовершеннолетним.

По словам Камы Домбровской, юрисконсульта Госагентства по решению алкогольных проблем, главная проблема на сегодняшний день в Польше – торговля алкоголем через Интернет. Несовершеннолетние могут заказывать выпивку в Сети совершенно бесконтрольно. Это в Польше намереваются жёстко пресечь.

Езда после рюмки

Вплоть до конца года в польской столице продлится кампания "Трезвый на дороге". Всем желающим водителям поздними вечерами в выходные дни на специальных площадках в трёх районах Варшавы – Бемове, Праге и Охоте – можно будет поездить в "алкогольных очках".

– Надев такие очки, совершенно трезвые люди имеют возможность получить восприятие и реакцию нетрезвых сограждан, которые выпили бутылку водки и имеют в крови 1,5-2 промилле алкоголя, – объясняет Каролина Мальчик, советник президента Варшавы.

Иными словами, у человека в чудо-очках зрение деформируется, движения замедляются, есть ощущение головокружения и даже тошноты. Упражнения в них помогают понять, какое влияние на водителя может иметь даже небольшая доза алкоголя.

Ещё одна популярная в Польше акция под названием "Проверь промилле" – бесплатная раздача тысяч одноразовых алкоматов. Важный момент – стационарные устройства для проверки уровня алкоголя в крови устанавливают в барах и дискотеках, чтобы посетители, выпив, могли "не отходя от кассы" протестироваться: можно ли им возвращаться за руль автомобиля? Алкоматами в Польше собираются снабдить все без исключения увеселительные заведения, чтобы "пьяного веселья" на дорогах поубавилось.

Источник: "АиФ"


 (cianamid), 2010-02-17 18:05:00

Да слабо нашим отобрать лицензию или закрыть "лишную" точку по торговле спиртным, потому что обязательно найдутся рычаги влияния на уполномоченных на это лиц.

Эрик (rtt), 2010-01-28 11:04:00

Россия - уникальная страна! Во всем :-)

Мимо проходил (mimo), 2010-01-10 22:49:00

Ну, правильно... Во всех странах уже по уму к делу подошли, и только мы -- как обычно!

Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи.

  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru

   Яндекс цитирования  

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на сайт "Трезвая политика" (www.trezvpol.ru).
Copyright © 2008-2014 ООО "ИННОПРО"    E-mail: contact@trezvpol.ru