создать профиль 


Свидетельство
о регистрации СМИ
Эл № ФС77-57139
от 11.03.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

   темы (1)    персоналии (1)    печать

Дарья Халтурина: "Сейчас водка для потребителя в три раза доступнее, чем в советское время"

Мне бы хотелось чуть более подробно остановиться на графике, демонстрирующем корреляцию между доступностью водки и смертностью в России. Синяя линия – это объем водки, который среднестатистический россиянин может купить на свою месячную зарплату. Черная линия – это смертность среди мужчин трудоспособного возраста. Мы видим, что эти графики изменяются во многом синхронно – то есть доступность водки определяла уровень смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Смертность в России имеет общую динамику, процессы в других группах выражены так же, как и у мужчин, только несколько слабее.

Следует отметить, что, согласно десяткам исследований, обобщенных Всемирной Организацией Здравоохранения подъем акцизов на алкоголь – это самый эффективный способ снижения его потребления, а, вместе с тем, и всех связанных с ним проблем. Сейчас в мире практически никто не снижает акцизов на алкоголь. Особенно неразумным выглядит этот шаг в свете крайне высокой российской инфляции. Решение, предложенное российским правительством, совершенно беспрецедентно. Россия всегда, начиная с постперестроечного периода всегда индексировала акцизы на алкоголь, они так или иначе повышались, хотя иногда и недостаточно. Решение не индексировать акцизы на крепкий алкоголь не имеет аналогов.

Что сейчас представляют из себя акцизы на различные виды спиртных напитков? Как уже отмечали мои коллеги, крепкий алкоголь – это намного более значимый фактор смертности, нежели слабоалкогольные напитки. Все очень просто. С тем же объемом крепкого напитка выпивается большая доза этанола, что и приводит к алкогольным интоксикациям, травматизму, к тому, что просто не выдерживает сердце. Смертельная доза этанола – это 400 грамм, или литр водки, что наши люди выпивают за один раз. Аналогичная доза содержится в полуведре вина или ведре пива, выпить которые за один раз уже проблематично.

Давайте посмотрим, что у нас происходит с акцизами. Посмотрим уровень акцизов на литр безводного спирта – это такая абстрактная единица в водке, вине и пиве. Казалось бы, акцизы на водку больше. Но, надо иметь в виду, что производство продуктов брожения, таких как пиво и вино, намного дороже. Дороже они из-за того, что для них требуется тара, транспортировка повышенного количества воды. Поэтому, если мы посмотрим, во сколько рублей обходится грамм этанола потребителю, то мы увидим, что в водке его стоимость 0,5, в вине 1,17, а в пиве 1,8 рубля. Таким образом, выгоднее напиться водкой. По сути, ценовая структура сегодня толкает наше население к тому, чтобы пить водку. Отсюда и возникает та самая ситуация сверхсмертности, от которой мы все очень хотим, чтобы наша страна ушла.

Ситуация с тем, что более слабые напитки дороже в производстве характерна не только для России, поэтому везде существует определенное соотношение акцизов на эти продукты. Почему мы берем для примера пиво? Потому, что если наша страна и будет замещать чем-то водку, то это, скорее всего, будет именно пиво а не вино. Мы, конечно, надеемся, что потребление будет сокращаться, но, тем не менее, следует думать и об изменении его структуры. Мы видим, что нормой является то, что акцизы на водку в десятки раз превышают акцизы на пиво. В России в 2009 году оно было самое низкое в Европе – 3 раза, а в соответствии с новым решением правительства станет вообще меньше единицы. Что можно в этой связи предсказать? Поскольку существует такая закономерность, что разные виды напитков замещают друг друга, то, с учетом резкого повышение акцизов на пиво, неиндексирование, а, следовательно, понижение цены на водку приведет к тому, что потребители будут переходить с пива на водку. Водка будет при этом дешеветь, воплощая идею "народной водки", а смертность расти, как об этом уже сказали мои коллеги.

Посмотрите, пожалуйста, на график умерших от алкогольных отравлений в течение месяца. У нас было несколько успешных лет, в первую очередь это 2006 и 2007 годы, когда количество умерших от алкогольных отравлений резко снизилось. В 2008 году была стагнация, поскольку никаких мер по алкоголю не принималось, но, посмотрите, что происходит с сентября-октября этого года. Алкогольные отравления снова начали снижаться, и эта тенденция продолжилась в 2009 году. Почему это произошло? У населения в связи с кризисом уменьшилось количество денег. Они стали покупать меньше колбасы, автомобилей, и, в том числе, водки. Снижение потребления водки привело к снижению смертности от алкогольных отравлений. В целом тенденция к снижению смертности в России восстановилась. Однако сейчас этот процесс легко может быть повернут вспять. Алкогольная и водочная индустрия поставляет в правительство лживые аргументы о том, что снижение объемов продаж водки связано с тем, что люди переходят на нелегальный алкоголь. Если бы это было действительно так, то никакого сокращения числа алкогольных отравлений мы бы не наблюдали. Поэтому обсуждаемое сегодня решение, как нам кажется, во многом основано на ложных доводах водочной индустрии. Сейчас водка для потребителя в три раза доступнее, чем в советское время.

В целом надо отметить, что история России знает два печальных примера, когда на фоне экономического кризиса принималось решение об удешевлении водки. Первое – в 1991 году, когда на фоне галопирующей инфляции было принято решение заморозить цены на водку. Все мы знаем, что за этим последовало – всплеск смертности. Второй раз это случилось в 1998 году, когда на фоне дефолта акцизы не были до конца проиндексированы, они были повышены, но не на размер инфляции. Результатом этой ошибки правительства Примакова стал всплеск смертности с 1999 по 2005 годы. Негативный опыт был и у других стран. Например, в Финляндии для борьбы с контрабандой спиртных напитков было решено снизить акцизы на водку. В результате в стране выросла смертность и сейчас они возвращаются к более высоким акцизам. Почему так происходит? Во-первых, потому, что легальный алкоголь пьет большинство россиян и это очень важный сегмент рынка. Во-вторых, миф о том, что при принятии решений следует в первую очередь ориентироваться на угрозу нелегального алкоголя и не учитывать реальный алкоголь, выгоден только производителям спиртного, но не государству и не стране. У нас происходит некоторое сокращение потребления нелегального алкоголя, это до сих пор является серьезной проблемой, однако вы видите, что сокращение уровня алкогольных отравлений свидетельствует и о сокращении употребления нелегального алкоголя.

Ранее разница между производством легального спирта и легальной водки была значительной, а сейчас она сократилась. Теперь, когда легальный сектор, по-прежнему представляющий собой огромную проблему, начинает понемногу сокращаться, наступает время прибегнуть к наиболее эффективной мере по спасению народа – постепенному повышению акцизов. Об этом уже говорила Общественная палата, об этом говорила Патриархия, об этом говорил в своем бюджетном послании Президент – и сейчас эта мера блокируется.

Источник: trezvpol.ru


Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи.

  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru

   Яндекс цитирования  

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на сайт "Трезвая политика" (www.trezvpol.ru).
Copyright © 2008-2014 ООО "ИННОПРО"    E-mail: contact@trezvpol.ru